Со 2 по 4 апреля в России проходила стачка, к которой призывал присоединяться межрегиональный профсоюз водителей-профессионалов. Сколько было участников, неизвестно по понятной причине — дальнобойщики по идее профсоюза должны были остаться дома в эти три дня. Узнали о стачке многие. Профсоюз распространил около 150 тысяч листовок. А сколько было сделано копий и роздано на стоянках грузовых машин! Дошла листовочка с требованиями дальнобойщиков и тому, кто может поспособствовать решению проблем.
О стачке мы узнали за неделю до её проведения — экспедитор привёз листовку из поездки. Нас заинтересовало рьяное желание помочь нашему брату за баранкой, и мы позвонили председателю ЦС профсоюза водителей-профессионалов Александру Котову. Он был возбуждён. Оказалось, что листовка дошла до «верхов », и его, как и других представителей общественных организаций (Российский профсоюз локомотивных бригаджелезнодорожников, Соцпроф), пригласили на встречу с руководителем Росавтодора Олегом Белозёровым. Мы договорились с Котовым пообщаться на эту тему после проведения стачки при личной встрече в Москве.
Чтобы понять сегодняшние настроения дальнобойщиков, до столицы добиралась на грузовике. На стоянках довелось пообщаться с теми, кто участвовал в стачке. Василий Горянин из Челябинска и Виталий Конов из Магнитогорска доказали мне, что без всероссийской забастовки в борьбе за свои права грузоперевозчикам не обойтись. А разовой стачкой все проблемы не решить.
Горянина можно назвать ветераном российских дорог — на них он уже 33 года. Однако до сих пор Василий Васильевич не пе -рестал удивляться дорожной несправедливости — плате за перегруз за счёт собственного кармана, мухлежу на пунктах весового кон троля, весеннему запрету на въезд в города и закрытию федеральных трасс для грузовых автомобилей, снижению тарифов в то время, когда цены ползут вверх.
Во время второго разговора о стачке председатель ЦС профсоюза был задумчив. Разочарование от фиктивного диалога с властью читалось на его лице. Спешно собранная конференция прошла фактически «для галочки». Формально господин Белозёров свои обязанности исполнил: конференцию провёл, грузоперевозчиков выслушал, но что же на деле?
Рассказывает Александр Котов:
— Белозёров обещал срочно создать «горячую линию» при Росавтодоре, куда можно сообщить о недостатках, связанных с эксплуатацией дорог. На конференции люди жаловались, что дороги не готовятся к распутице: не чистятся канавы, водостоки, не отводятся грунтовые воды. В связи с этим дорожное полотно всплывает и разрушается. Одно дело запретить эксплуатацию автомобилей с определённой нагрузкой на ось, другое — подготовить дорогу, чтобы дорожное полотно не разрушалось при максимальных нагрузках.
Ничего из обещанного до сих пор не сделано, хотя сроком назывались считанные дни. Бездействуют и подчинённые Олега Бел Озерова. Как ни старался узнать Котов номер «горячей линии», ему это не уда лось. А всё потому, что этого телефона не существует.
Итак, давайте пробежимся по выдвигаемым от вашего лица требованиям:
1. «Долой закон, когда за перегруз отвечает только перевозчик». Об этом, судя из разговора с председателем ЦС профсоюза, речь на конференции вообще не шла. Однако Александр Котов высказал своё мнение по этому поводу: «Во всех цивилизованных странах существует солидарная ответственность между грузоотправителями
и грузоперевозчиками по части перегруза. Я не считаю, что за перегруз должен отвечать только грузоотправитель либо только водитель. Просто первый больше в ответе за перегруз, так как ему надо дешевле переправить свой товар».
Надеемся, что со вступлением с июля этого года новых правил ситуация хоть как-то изменится. С этого времени на большей части страны должна заработать система видеофиксации на пунктах весового контроля. И уже люди, работающие на чужой машине, не будут платить за перегруз, за который, на мой взгляд, в ответе хозяин и автомобиля, и товара.
2. «Долой весеннее закрытие дорог». «Весеннюю распутицу» опротестовывают в
судах, но пока механизм запускается, наступает лето, когда судебные действия уже не актуальны. Неужели после стольких судебных тяжб нельзя просто запретить создавать подобные постановления?
Как сказал Александр Котов, закрытие дорог по весне — это сезон охоты на дальнобойщиков. «Ни о каком свободном экономическом пространстве во время весеннего ограничения нет и речи. У нас препятствуют распространению по стране товаров, что напрямую запрещено Конституцией России. Если на федеральных трассах ограничивают разрешённую массу грузоподъёмности продукта, то получается, что в период весны нужно на 40% больше подвижного состава, чтобы обеспечить всем необходимым любой населённый пункт России. Где взять дополнительный транспорт и рабочую силу? Невозможно на какой-то период ограничить перевозку грузов по России. Люди хотят есть, пить; предприятия должны продолжать работать в обычном режиме.
Экономический эффект от весенней распутицы исключительно отрицательный. Федерация и регионы затрачивают деньги на то, чтобы установить дорожные знаки, выделить дополнительных сотрудников ГИБДД. Если посчитать те средства, которые доходят до бюджета, то они минимальны, и их не хватит на ремонт дорог.
Я считаю, что разрушить систему весеннего запрета могут только Президент России и Совет Федерации».
3. «Долой понятие «попутный груз» и 4. «Государство обязано навести порядок на дорогах России».
Требование сделать единый твёрдый тариф за 1 км, по мнению Котова, может быть выполнено лишь в случае, если Россия поза-имствуету Финляндии схему взаимоотношений грузоперевозчиков и грузоотправителей. Там созданы коммерческие экспедиторские компании, которые заинтересованы в экономическом успехе грузоперевозчиков. Они договорились, на каких условиях будут работать. Контролёром прописанных обязательств является общественная организация, не заинтересованная в извлечении прибыли. Она же является содержателем, эксплуататором техники. При такихуслови-ях дальнобойщик не будет перерабатывать сверх положенной нормы, ему не будут снижать беспричинно тариф и перегружать его фуру. У него просто появятся права и свободы, коих до сих пор не было. !
На создание такой схемы (а на это должны решиться сами перевозчики) необходимо около 30 млн рублей и всего 6 месяцев, чтобы запустить её механизмы. По мнению Котова, грузоперевозчики, не объединяясь-^," в общественные структуры, «теряют боль-. ше, чем даже могут себе представить».
Выслушав водителей и представителя профсоюза, вывод напросился сам: необходимо проводить организованную забастовку по всей стране. Надо буквально на полдня перекрыть главные федеральные трассы, чтобы власти обратили внимание на проблемы дальнобойщиков, чтобы началц[с1Й| хоть какие-то подвижки в законотворческом решении некоторых вопросов, связанных с грузоперевозками.
P.S. В конце интервью Алек|^НДР Котов сообщил, что в следующем году они намерены перекрыть 1 -2 трассы в ответ на весеннее закрытие дорог.