Представительства Центральный совет Вступление в профсоюз Cоздание подразделения профсоюза Форум F.A.Q. Контакты
                       
     
История профсоюза
Официальные заявления
Пресса
Акции
Регистрационные документы
Сотрудники профсоюза
Карта сайта












  Продолжаем «обсуждать» или начинаем дейстовать?

Продолжаем «обсуждать» или начинаем дейстовать?

 
 
Валерий ВОЙТКО,
директор транспортно-экспедиционной компании,
гл. редактор журнала «Дальнобойщик».
 
 
В публикациях 2005 года мы пытались отразить наиболее значимые проблемы, затрагивающие интересы российских автотранспортников. И по возможности дать практические советы и рекомендации – как, каким образом ваши коллеги пытаются эти проблемы решать. На уровне предприятия, на уровне конкретных взаимоотношений транспортников с грузоотправителями, сотрудниками надзорных и правоохранительных органов, владея необходимой информацией, многое можно изменить в лучшую сторону.
В этом многие наши читатели убеждаются на собственном опыте.Более масштабные вопросы в одиночку побороть, увы, невозможно. Это факт.
 
Одна из самых важных, на мой взгляд, тенденций уходящего года – активизация работы общественных организаций автотранспортников ( пример работы Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александра Котова тому подтверждение), и создание региональных общественных объединений автотранспортников. На начало следующего года «Дальнобойщик», МПВП, ОДП «Прикамье» (Пермь), «Белогорье» (Белгород), «Объединение перевозчиков Сибири» (Новосибирск) планируют проведение совместной конференции. По двум основным направлениями: создание и взаимодействие региональных организаций;  и выработка практических рекомендаций автотранспортникам и органам власти, направленных не на противостояние и выяснение отношений в ключе «Сам дурак!», а хоть на какое-то конструктивное сотрудничество (весовые, ГИБДД, весеннее закрытие дорог, транспортных налог, подготовка кадров и прочее, прочее, прочее…), способных нормализовать работу автотранспорта.
 
В конференции готовы принять участие многие автоперевозчики. Но при этом задают один и тот же вопрос – будет ли толк? на что рассчитывать? чем конференция поможет мне лично? Приведу отрывок из наиболее типичного письма  и попробую изложить нашу позицию.
 
«…Общий вывод после обсуждения планов конференции с коллегами примерно таков: и хочется, и колется. Отвечаю, как на духу: хочется потому, что мероприятие нужное, и его готовы даже поддержать наши городской и областной департаменты транспорта. А колется — каковы будут (и будут ли вообще)  реальные результаты? Ведь провели в феврале 2005 акцию протеста (считается, что Всероссийскую), а толку? Ведь ни верхние руководители, ни Минтранс автотранспортом не занимаются: при последнем выступлении Левитина в Госдуме (я читал краткий отчет на сайте АСМАП) он перечислил проблемы всех транспортников, кроме автомобилистов, как будто их /проблем/ у нас и нет!!!!!!!!!). И местные органы власти готовы помочь, только вот боятся поссориться с Москвой, если примкнут к нам против них. А если они не станут с нами участвовать – уровень конференции будет совсем невысок.
Хочется что-то делать, но не хочется, чтобы такие форумы оказались, не обижайтесь только, пустышкой – посидели, поговорили (как это делает РАС), на том все и кончилось. А ведь Вы сами знаете, что качественная подготовка и гладкое проведение такого мероприятия требуют от организаторов значительных усилий, и не хочется их тратить впустую.
Вы сами-то какой видите результат от конференции – открытое письмо кому-то, всеобщая забастовка, что-то еще? Под чьим флагом она будет организована – Минтранса, РАС, профсоюза и т.д.? Ответил, наверное, сумбурно, надеюсь, Вы меня все же поняли…»
 
Ключевая фраза в письме по поводу проведения конференции автоперевозчиков, переправленном в редакцию «Дальнобойщика» Константином Лещевым (ОДП «Прикамье»), на мой взгляд, следующая: «…он /Левитин/ перечислил проблемы всех транспортников, кроме автомобилистов, как будто их у нас и нет!»
За несколько последних месяцев, общаясь с представителями исполнительной и законодательной власти всех уровней (от района, города, области до Госдумы), редакция совершенно определенно может сказать: о проблемах автотранспортников там действительно практически ничего не знают! А когда после общения узнают, что же происходит в реальности, те из чиновников, в ком осталась хоть капля совести и желания поломать сложившуюся ситуацию, хватаются за голову: «Ну а вы-то сами /транспортники/ – чего молчали?!» Да нет – пожимаем плечами – говорили. Только кроме нас самих, никто нас не услышал…
 
На нынешнем этапе развития нашей несчастной экономики просматривается четкая позиция правительства – что Минэкономразвития, что Минфина, что нашего родного Минтранса.
Автотранспорт – в сущности, отрасль не самостоятельная, а обслуживающая. Обслуживающая потребности иных отраслей российской экономики. В общем объеме налоговых поступлений  в бюджет доля автотранспорта мизерна. Во всяком случае, с ж/д, нефте- и газопроводами не сравнить.  Их и не сравнивают. Не до нас. Вроде как-то там грузы сами по себе перевозятся, фатальных срывов транспортного процесса не наблюдается,  водители на Горбатый мост монтировками стучать не выходят, автотранспортники худо-бедно себя, своих работников и их семьи каким-то минимальным доходом обеспечивают. Плюс дают неплохой приработок «бюджетникам» (в виде взяток и поборов ГИБДД, весовщиков,  РТИ, нал-, пож-, сан-, тех-, вет- и прочих инспекций), да такой приработок, что тем-то как раз о повышении заработной платы лучше помалкивать – на трассе доберут…
То есть власть нынешняя вялотекущая ситуация как бы устраивает. Пока… Автотранспортников – нет. Мы же каждый день видим – запаса прочности отрасли надолго не хватит…
 
Чтобы говорить о «реальных результатах конференции», надо хотя бы заявить о себе, о своих требованиях. Как? Можно рассмотреть пример работы наиболее дееспособной организации в отрасли автотранспорта – АСМАП. Своих целей – создание более-менее приличных условий работы для международных автоперевозчиков – они добиваются.
Февральская акция протеста против повышения цен на топливо (и Вам это известно не хуже меня) была инициирована именно АСМАПом. Для большего эффекта были привлечены аморфные,  но пока еще функционирующие остатки бывших советских профсоюзов, и амбициозные, но явно нежизнеспособные монстры вроде РАС. Плюс автобусники-муниципалы для массовки. Акция прошла достаточно громко. Но что в итоге?
Те самые «всесоюзные» профсоюзы, во главе с бывшими «номенклатурщиками», использовали ее как повод засветится перед телекамерами и напомнить о своем существовании властям. АСМАП, апеллируя к «всероссийскому масштабу», использовал акцию исключительно как способ решения собственных проблем – международные перевозки. На встрече с членами правительства по итогам этой акции (от средств массовой информации журнал «Дальнобойщик» там присутствовал в единственном числе, и то  только потому, что, заранее предполагая, чем закончится этот фарс за спиной  автоперевозчиков, совместно с профсоюзом А.Котова журнал принял участие в организации и выдвижении к МКАДу отдельной автоколонны, показав наш потенциал и серьезность намерений), так вот, на этой встрече речь шла о чем угодно, но только не о вопросе, затрагивающем общие интересы – повышение цен на топливо… Но АСМАП (Низов и Сухин) – молодцы… Объективно – молодцы.
Организовав громкое мероприятие, часть своих проблем, озвученных перед правительством, они решить сумели. Можно только позавидовать…
 
Есть ли смысл проводить подобные акции? На мой взгляд, только в крайнем случае. Практика последних месяцев подтверждает, что гораздо эффективнее и действеннее менее масштабная, но продолжительная и целенаправленная работа. Какая? Попытаться выстроить работу общественных объединений автотранспортников в регионах.
 
Речь в данном случае идет не о политических лозунгах и призывах (чего так боятся чиновники, готовые, в принципе, нас поддержать!).  Речь идет о том, как в существующих условиях (и с помощью местных властей – там, где это возможно, где остались вменяемые люди) попытаться организовать эффективную работу дееспособных предприятий автотранспортного комплекса, а в дальнейшем – обеспечить межрегиональное взаимодействие общественных организаций, ассоциаций автотранспортников. Как можно более широкого профиля, не замыкаясь исключительно на международные перевозки, или на проблемы пассажирского транспорта. Ограничиваться частными интересами едва ли целесообразно: ведь даже предприятия так называемой «группы АСМАП», насчитывающие около 22 тысяч единиц подвижного состава – капля в море на фоне числа внутрироссийских перевозчиков.
 
Конференция не должна ставить глобальные проблемы типа «дальнейшего развития инфраструктуры», «возрождения отечественного автопрома», «улучшения качества строительства дорог», «борьба с коррупцией» и т.д. и т.п. Деньги на подобные программы давно уже посчитаны, выделены и поделены и нашего совета никто не спросит...
 
Объективности ради надо сказать, что ряд московских организаций пытаются решать проблемы отрасли на законодательном уровне. Заседают, вносят проекты, консультируют думские комитеты, общаются с сенаторами и депутатами. Выполняют ту бюрократическую работу, без которой, увы, тоже ведь не обойтись. Правда, об эффективности их работы можно судить по одному только факту: долгожданный обновленный Устав автомобильного транспорта (вместо ныне действующего, образца 1969 года) разрабатывается чуть ли не десять лет, и когда будет принят – неизвестно...
 
Задача нашей конференции – показать потенциал общественных организаций, объединяющих наиболее сознательную, социально-активную и работоспособную часть автотранспортников. И продемонстрировать, какими формами и методами в сложившихся экономических условиях АТП могут работать, развиваться, противостоять криминалу и коррупции.
 
Для начала достаточно организовать работу конференции по двум направлениям, абсолютно реальным и практически полезным.
Первое – обмен опытом действующих некоммерческих партнерств, объединений, ассоциаций автоперевозчиков. Это – живой наглядный пример для тех регионов, где до этой мысли уже дозрели, но как реализовать – не знают. Задачей должна стать не конкурентная борьба с неорганизованным частником, транзитником из ближнего зарубежья или нелегальным диспетчером на домашнем телефоне, а выработка решений по качественно иному уровню транспортных услуг. В ценовой конкуренции автотранспортное предприятие (аренда земли, налоги, содержание техники и штата работников)  всегда будет проигрывать нелегальному перевозчику.  Но только предприятие, в отличие от неорганизованного частника или транзитника,  в состоянии гарантировать ответственность и  качество своей услуги.
Очень показательный момент – в журнал «Дальнобойщик» все чаще и чаще звонят грузовладельцы-грузоотправители, которые просят одного: «Устали мы от безответственности, необязательности частных перевозчиков, бестолковых диспетчеров! И «черные списки» нам не нужны! Дайте нам «белый список» – список перевозчиков, которые отвечают за свою работу, фирмы, куда можно обратиться и знать – груз довезут качественно, вовремя, в целости и сохранности, со всей необходимой документацией»…  Мне представляется, что формирование таких «белых списков» перевозчиков, диспетчеров, грузоотправителей – как раз функция региональных объединений автоперевозчиков.
 
Второе, лозунг «снижение цен на топливо» при нынешней ситуации со спекулятивным и во многом искусственно созданным ростом цен на энергоносители актуален, но едва ли достижим.
Важнее показать, каким образом (выработка региональной тарифной политики; развитие логистических схем через взаимодействие региональных организаций; резервы снижения внутренних издержек предприятий, опять же, с использованием потенциала общественных организаций, выход на региональные ТПП) автотранспортники могут повышать эффективность и рентабельность своей деятельности.
При отсутствии лицензирования грузоперевозок видится крайне перспективным создание систем сертификации и создание региональных баз данных добросовестных автоперевозчиков, экспедиторов и грузоотправителей. Задача – не «осчастливить всех и сразу», а выстраивать систему отношений, создающую комфортные условия работы для добросовестных легальных перевозчиков.
 
Стоит снова привести пример деятельности АСМАПа. Когда Мосгордума планировала повышении ставки транспортного налога в столице, международные автоперевозчики, организовав пресс-конференцию и озвучив реальные цифры последствий повышения транспортного налога, убедили чиновников «скостить» размеры налога для автоперевозчиков-членов АСМАП. Получилось у господина Низова отстоять интересы предприятий-членов АСМАП? Получилось!
 
К сожалению, разобщенность внутрироссийских перевозчиков не дала возможности предпринять аналогичные контрмеры после появления информации о возможном повышении транспортного налога для коммерческого транспорта, озвученной в Госдуме в ноябре нынешнего года. В регионах бюджет на 2006 год «верстался» с той величиной транспортного налога, который казался наиболее «вкусным» для законодательной и исполнительной власти.  Здесь мы уже опоздали. Но жизнь не кончается завтрашним днем. Очень хочется надеяться, что к 2007 году общественные организации перевозчиков, объединяющие ведущие предприятия регионов, и озвучивающие проблемы автотранспортников,  сумеют не только информировать, но и убедить власти своих областей в том, что автотранспорт надо не давить, а давать ему возможность развиваться.
Этот вопрос может стать предметом обсуждения на конференции? Конечно, да!
 
Говоря о снижение внутренних издержек автопредприятий, нельзя обойти самый больной вопрос – необоснованные задержания коммерческого транспорта, взятки и поборы на дорогах. О бандитизме на трассах автоперевозчики в последние годы почти не говорят – «отморозков» сменили «оборотни в погонах». Их алчность,  наглость,  юридическая безграмотность,– это и многотысячные «минусы» в бухгалтерии предприятий, и сорванные сроки доставки грузов, и рост социальной напряженности, подрыв доверия к государству как таковому.
Сумма в миллион рублей поборов с водителей за смену, изъятая сотрудниками ФСБ на ПВК в Чудово, показывает масштабы проблемы лучше всяких слов. Проводя конференцию, скажем, в Приволжском федеральном округе, было бы целесообразно пригласить на нее руководство ГИБДД, службы собственной безопасности УВД, прокуратуры  самых проблемных, с точки зрения автоперевозчиков, регионов – Татарстана и Башкирии.  И не требовать от них невыполнимых обещаний о «мгновенном наведении порядка». Но жестко предупредить – раз за разом, месяц за месяцем мы будем долбить вас нашими заявлениями, жалобами и исками. Не Иванов-Петров-Сидоров – директор предприятия, а региональная общественная организация, имеющая вес, авторитет и уважение в области. Способная поставить на место не только лейтенанта-инспектора, но и руководителя подразделения, под командованием которого продолжаются нарушения закона. Примеров, как это происходит, когда против взяточников ведется целенаправленная работа, у редакции «Дальнобойщика» более чем достаточно. Стоит об этого говорить на конференции? Наверное, стоит…
 
Итогом конференции должны быть не письма в правительство, не акции протеста в форме перегораживания фурами федеральных трасс (хотя это тоже действенный инструмент!), а установка на муторную, рутинную, очень долгую, незаметную вначале, но в любом случае – планомерную работу по нормализации обстановки и отношений в отрасли грузоперевозок. По-русски: долбить, долбить и долбить в одну точку. Пока не появится результат…
 
По-моему, в «Интернационале» были слова: «Никто не даст нам избавленья, ни бог, ни царь и не герой. Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой…» Я не сторонник всей этой революционной риторики, но очевидно одно – если мы на этом рынке /автоперевозки/ работаем, то и порядок на нем наводить никто, кроме нас, не будет…
 
И последнее. Уже не экономика, а идеология.
Журнал «Дальнобойщик», в меру своих сил, пытается вести системную работу, не столько рассказывая о проблемах бизнеса, сколько пытаясь вычленить главное, и вдохнуть в людей надежду положительными примерами из деятельности их коллег. Что-то получается, что-то нет. Собственно, как и у всех вас…

Мы – без ложной скромности – одно из немногих профильных издание, публикующее не «красивые картинки про блестящие машинки», а материалы, реально помогающие нашим читателям зарабатывать деньги своим нелегким трудом – грузовыми автоперевозками. Если вначале «Дальнобойщик» поверхностно, по названию, воспринимали как продолжение одноименного телесериала, то сейчас наши публикации становятся поводом для обсуждения проблем автотранспортников на самых разных уровнях власти. В нашем лице у вас есть не только трибуна для озвучивания ваших проблем, но и инструмент для решения этих самых проблем.  Если, конечно, есть желание их решать…

 
По всем интересующим Вас вопросам, Вы можете обратится в ЦС Профсоюза, расположенный по адресу:
г. Москва, Окружной проезд, д. 16, офис 223 тел. +7 (903) 721-70-52, e-mail: profsouz@mail.ru
Председатель ЦС МПВП: Котов Александр Владимирович
Реквизиты профсоюза водителей профессионалов:
105118. Москва, Измайловское шоссе, 6-104
Телефон: +7 (495) 721-70-52
ИНН 7719176831 ОКПО 49317352
 
 
Поддержка сайта ИА Медиатрон