Представительства Центральный совет Вступление в профсоюз Cоздание подразделения профсоюза Форум F.A.Q. Контакты
                       
     
История профсоюза
Официальные заявления
Пресса
Акции
Регистрационные документы
Сотрудники профсоюза
Карта сайта












  Особенности национального страхования, или кто такая - «Автогражданка»

Лично у меня этот термин ассоциируется, скорее всего, с гражданками достаточно древней профессии, которые во времена «развитого социализма» досаждали водителям такси с предложением «своих сомнительных услуг». Правда, тогда их обозначали более коротким, но и более детским словом. На самом деле это слово выдумали реформаторы русского языка, и понимать под ним нужно: страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

За последнее время тема обязательного страхования гражданской ответственности вызвала множество откликов в прессе и на телевидении. Большинство выступлений сводится к тому, что нужно приостановить, отменить, запретить и т.п.страхование. Однако безосновательность большинства этих выступлений наводит на мысль, что многие выступающие «телеграждане» и «телегражданки» не до конца владеют вопросом, а движет одними из них популизм, а их оппонентами только корысть. В итоге многие автовладельцы так до конца и не разобрались, всё ли плохо в навязанной нам услуге, с чем нужно и с чем не нужно соглашаться.

Так что же можно страховать? Страховать можно имущество (автомобиль, дом, дачу и т.п.), жизнь (здоровье) от различных катаклизмов и гражданскую ответственность. Если первые два вида страхования,- как и колхоз, дело добровольное, то последний обязателен во всём цивилизованном мире, а теперь и в нашей стране. Так что же это такое и как оно должно выглядеть? Закон понимает под гражданской ответственностью следующее: владелец транспортного средства, а оно является источником повышенной опасности, обязан возместить вред, причинённый своим транспортным средством имуществу или здоровью других лиц. Это может случиться при ДТП. От случайности не застрахован никто, поэтому с каждым может произойти такое, что расплатиться за причинённый ущерб может оказаться весьма затруднительно. В таких случаях во всём мире приходит на помощь страховая компания, в которой застрахована Ваша ответственность. Если автомобиль принадлежит юридическому лицу или ПБЮЛ, то оно и должно страховать свою ответственность, но, ни в коем случае не наёмный водитель. Если автомобиль личный, т.е. принадлежит физическому лицу, то ответственность несёт владелец, если он сам за рулём, если же он доверил кому-то автомобиль, (Закон называет это сдачей в аренду), то ответственность несёт арендатор, т.е. тот, кто действительно управляет автомобилем. Стало быть, его ответственность и должна быть застрахована. Так должно быть, ведь ответственность несет не автомобиль, а управляющий им человек, и у каждого человека одна ответственность независимо от того, сколькими автомобилями он владеет.

Наши же законодатели всё поставили с ног на голову. Страховщик вписывает в полис данные конкретного автомобиля, и он действителен только при управлении этим автомобилем. Если Вы хотите доверить автомобиль приятелю, то нужно вписать его данные в Ваш полис и отдать ему свой полис. Его собственная страховка в этом случае не действительна. А если Вы хотите поехать на другом своём автомобиле, то должны застраховать свою ответственность ещё раз, но уже с другим автомобилем. Короче говоря, сколько имеешь автомобилей, столько раз должен застраховать свою ответственность. С одной стороны, кому-то это может показаться разумным: больше транспорта - больше вреда можно причинить, но ведь никто не в состоянии управлять одновременно более чем одним автомобилем. Выходит, если ездишь каждый день на разных автомобилях, вреда от тебя не больше, чем если бы ездил на одном. Кто-то может опять возразить, что для разных машин стоимость страховки разная. Ну и что, хотя это тоже вопрос спорный, застрахуйся по максимуму и езди на любой, всё дешевле выйдет. Нельзя. Страховать свою гражданскую ответственность несколько раз - такой же абсурд, как заставить человека иметь столько водительских удостоверений, сколько он имеет автомобилей. Вот первый недостаток нашего страхового законодательства.

Страховая премия - это та сумма, которую Вы отдаёте страховщику зависит от Вашей прописки: в Москве дороже, в Подмосковье дешевле, в глухой деревне ещё дешевле. Объясняется это разной интенсивностью движения в разных регионах и, якобы, разной вероятностью возникновения ДТП. Допустим, но ведь никто не запрещает ездить по Москве водителям из других городов. Вот и едут в одном потоке машины с цифрами 77, 99, 97, 50, 90, 33, 36 и т.п., а за страховку все платят по -разному, а какой водитель опаснее, ещё бабушка надвое сказала. Вот второе.

Далее, страховая премия у нас зависит от мощности двигателя и от грузоподъёмности Вашего автомобиля. А это - то при чём? Ведь мы не автомобиль страхуем, а ответственность человека. Говорят, что эту развлекуху для нас придумали Кудрин с Касьяновым. Касьянову - выпускнику МАДИ, стыдно не знать, какой автомобиль на дороге безопаснее. Наверное, самый опасный манёвр - это обгон. Даже ёжик, видимо, знает, что на Мерседесе обогнать гораздо проще, чем, скажем, на Запорожце. Конечно, это справедливо при наличии ума у водителя. Если же делать ставку на противоположный вариант, тут мощность вообще ни при чём. Короче, на мощном автомобиле нормальный водитель безопаснее. По мнению наших реформаторов, всё как раз наоборот. Вот третье.

Далее, так называемый человеческий фактор. Существует такое понятие - «надёжность водителя». Надёжность складывается из множества факторов. Во-первых, это стаж водителя, т.е. его опыт. Теория гласит, что надёжность водителя увеличивается пропорционально стажу. Наши учредители этого не учитывают. Они предусмотрели только две градации: стаж до двух лет и от двух и до бесконечности. Выходит, водители со стажем два года и, скажем, двадцать лет равны по надёжности, а, стало быть, и по цене страхования, а это тоже неверно. Это четвёртое.

Теперь сама страховая сумма. В Москве страховая премия от 4000 рублей и выше (это для владельцев легковых а/м). С меня, например, взяли 5147 рублей.

В Москве частный владелец грузового автомобиля должен заплатить за:
автомобиль грузоподъемностью до 10 т. 4050 рублей
автомобиль грузоподъемностью свыше 10 т. 6480 рублей
прицеп к грузовому автомобилю 1620 рублей

А на какую же выплату можно рассчитывать при возникновении страхового случая?
Причинён вред: выплата не более
имуществу 1 человека 120 000 рублей
имуществу более, чем 1 человека 160 000 рублей
здоровью 1 человека 160 000 рублей
здоровью более, чем 1 человека 240 000 рублей

Если ущерб превышает страховую сумму, владелец автомобиля должен оплатить остальную сумму самостоятельно. Причём, если был один страховой случай, то в следующем году страховка обойдётся в 1.55 раза дороже. Итого, при минимальной ставке страховой премии и рассчитывая на максимальную выплату, страхователь в Москве платит от 1% до 3% страховой суммы. Для справки, в Европе страховка на 1 000 000 евро стоит 800 евро, т. е. 0,08% страховой суммы, а именно как минимум в 12, 5 раз дешевле, чем у нас. Не думаю, что капиталисты страхуют ответственность в ущерб себе. Правда, ходят слухи, этот вид страхования им прибыли не приносит, но они берут своё за счёт других видов страховых услуг. Тут бы и нашим страховщикам карты в руки, но их возросший аппетит не позволяет им так поступить. Так при власти Советов страхование автомобиля обходилось 1,5% от страховой суммы, причём, можно было страховать хоть всю машину, хоть только кузов, хоть одно колесо, нынешние же норовят забрать 10% от стоимости автомобиля. Вот народ и не спешит страховать свои автомобили. А я не думаю, что Госстрах работал в убыток себе при своих 1,5%. Элементарный расчет позволяет сделать вывод: если бы молодые реформаторы имели столько же совести, как у европейских буржуев, мы платили бы за полис около 400 рублей или при той же цене имели бы страховую сумму 5 000 000 рублей. Комментарии, что называется, излишни. Это пятое.

И последнее. Приходится слышать очень много нареканий на работу страховых компаний. Они изыскивают любые способы, чтобы не платить, платить не полностью, проволынить, затянуть выплаты. Были даже ссылки на отсутствие денег из - за низких тарифов, ибо страховщики всюду кричат, что тарифы - это не их придумка, а правительства. Отсутствие денег - это стопроцентная ложь, т. к. перед Новым Годом депутат Виктор Похмелкин сообщил, что за первые полгода на выплаты по этому виду страхования израсходовано всего 0,2% от собранных денег. Есть о чём плакать? Доход составил почти 100%. Всё это наводит на мысль, что наша система страхования гражданской ответственности направлена не на помощь автомобилистам, а является очередным налогом, приносящим огромные деньги. Вы, наверное заметили, что в жировки на квартплату уже давно нагло включается сумма за "добровольное" страхование жилья. В СМИ муссируются слухи о введении обязательного страхования жилищ, а на подходе обязательное страхование гражданской ответственности владельцев собак, кошек, хомячков, канареек, и аквариумных рыбок. Другими словами, власть, не умеющая и не желающая заниматься экономикой, стремится обобрать свой и без того не слишком богатый народ. И ещё нужно отметить сложность оформления бумаг при ДТП. Незачем водителям дублировать работу ГИБДД. За границей при ДТП водители лишь обмениваются карточками своих страховых компаний, здесь же неправильное составление бумажек, видимо, может послужить причиной отказа платить деньги. Закончу словами не дожившего до этого безобразия Владимира Семёновича Высоцкого:

"Нет, ребята, всё не так! Всё не так, ребята!"

Член Центрального совета
Профсоюза водителей Борис Тимчинский.

P.S. В случае затруднений или проблем с страховыми компаниями звоните по тел. (095) 746-05 11 или сообщите на E-mail: profsouz@mail.ru Поможем.

 
По всем интересующим Вас вопросам, Вы можете обратится в ЦС Профсоюза, расположенный по адресу:
г. Москва, Окружной проезд, д. 16, офис 223 тел. +7 (903) 721-70-52, e-mail: profsouz@mail.ru
Председатель ЦС МПВП: Котов Александр Владимирович
Реквизиты профсоюза водителей профессионалов:
105118. Москва, Измайловское шоссе, 6-104
Телефон: +7 (495) 721-70-52
ИНН 7719176831 ОКПО 49317352
 
 
Поддержка сайта ИА Медиатрон